Различия коаксиальной и компонентной акустики

Выбор акустики в машину — ответственное мероприятие. При этом многие учитывают лишь стоимость оборудования, не обращая внимания на его ключевые особенности. Если есть ограничения в пространстве — могут еще задуматься о физических размерах. А в первую очередь нужно думать совсем о другом. Коаксиальная или компонентная? Этот важный вопрос непременно надо разрешить перед покупкой. А значит, полезно выделить отличия одного варианта от другого.

Что лучше, что хуже

С этой позиции рассматривать оборудование — вообще плохая практика, в данном случае особенно. Потому что речь идет о двух принципиально разных типах систем. И в каждом отдельном случае предпочтителен тот или иной подход. Следует лишь правильно проанализировать ситуацию, свои потребности и особенности автомобиля.

Коаксиальные динамики совмещают 2 и более устройства, работающих на разных частотах. И такой подход дает преимущество в том, что акустику легко установить в автомобиль. Недостатки — довольно примитивные разделительные фильтры в комплекте, наложение звуковых волн от ВЧ-динамика и того, который находится на уровень ниже, что не лучшим образом сказывается на общем звучании.

Компонентный вариант подразумевает, конечно же, сочетание нескольких (2 и более) компонентов, отдельных устройств, каждое из которых отвечает за воспроизведение той или иной частоты. Преимущество — чистое звучание, за счет естественной автономии, исключающей пересечение частот. Недостатки — более сложный монтаж, необходимость профессиональной настройки после установки.

Важные различия акустических систем

Кроме визуального отличия, о котором мы сказали, коаксиальная и компонентная акустика предполагает и ряд других отличий. Они связаны с:

  • особенностями установки в авто — коаксиалы предполагают установку в полку за задними сидениями, потому что звук от них узко направлен; компонентные, напротив, потребуют расположения в передней части салона, и обязательно нужно проводить настройку каждого динамика отдельно, чтобы согласовать все частоты и обеспечить корректное их воспроизведение;
  • необходимостью внешних доработок — для компонентной акустики важно провести хорошую шумоизоляцию салона и учитывать наличие разных акустических зон в нем; с коаксиалами проще — их чаще всего можно установить в штатные места и дорабатывать ничего не нужно;
  • наличием кроссовера — есть в обеих системах, с той лишь разницей, что в коаксиальных динамиках он внутренний, а в компонентных — внешний, в первом случае речь идет о фильтре, который улучшает звучание, сглаживая шероховатости, а во втором — о более тонкой настройке каждого сегмента частотного диапазона и согласовании между собой всех элементов системы.

Чему отдать предпочтение

Конечно, каждый выбор индивидуален и зависит от многих факторов, но все же есть некоторые базовые рекомендации, которые полезно учитывать:

  • если салон вашего авто довольно объемный, лучше выбрать компонентную акустику — даже если вы не относитесь к числу заядлых меломанов, все равно этот вариант будет звучать лучше, предоставляя объем и насыщенность;
  • если автомобиль небольшой, в нем нет хорошей шумоизоляции, лучше не тратить деньги на компонентную акустику, вы все равно не почувствуете от нее отдачи, она будет звучать наравне с коаксиальными динамиками;
  • внимание магнитоле — нет смысла покупать дорогую акустику к слабой обычной магнитоле: если на выходе нет чего-то выдающегося, бессмысленно ожидать, что дорогие колонки спасут ситуацию, рассматривайте акустическую систему в комплексе, если важно качество воспроизведения.